МКОУ Михайловская СОШ

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Михайловская средняя общеобразовательная школа

Добро пожаловать на официальный сайт МКОУ Михайловской СОШ!

История образовательной организации

История школы, история образования. Она интересовала не одно поколение юных краеведов. Мы собрали богатый материал, который является достоянием не только школы, но представлен в районном краеведческом музее. Я хочу рассказать об истоках нашего образования, о том, как все начиналось, как в затерянное среди степных ковылей село пришла грамотность.

До отмены крепостного права в селе была только церковно-приходская школа, грамоте в ней обучал дьячок. Учились дети священников, богатые и зажиточные люди села. После отмены крепостного права в России началось широкое строительство земских школ. Земства поддерживали любые инициативы населения по открытию школ. В нашем селе с такой инициативой выступил староста Михайловской волости Олейник Степан Алексеевич. Уважаемый в селе человек, но совершенно неграмотный, вместо подписи в документах ставил крестик. Видимо, это и явилось причиной того, что за неправильное расходование сметы на строительство школы он был осужден на 1,5 года тюремного заключения. У нас сохранилась фотография крестьянина Малык, который принимал участие в строительстве земской школы. По свидетельствам архивных документов в 1897 г. земская школа имела 76 учащихся, две классные комнаты, занятия проводились с  6 октября по 15 апреля, в школе был один учитель, жалованье его составляло 240 руб.

Первыми учителями земской школы были супруги Ивановы. 30 лет жизни они отдали школе.

Вениамин Вениаминович был участником партизанской борьбы в волости, умер в молодом возрасте. Анастасия Григорьевна прожила долгую, трудную жизнь. За многолетнюю и плодотворную работу по обучению и воспитанию детей Анастасия Григорьевна была награждена орденом Ленина.

Нашим краеведам удалось отыскать дочь Ивановых, Марию Вениаминовну. Так, вспоминает о своих родителях их дочь: «Анастасия Григорьевна очень любила детей, она совершенно не делала различий между своими детьми и чужими. Если в класс приходили грязные дети, а такое случалось нередко, она своими руками их умоет, пострижет ножницами их головы. Если ребенок придет в школу с промокшими ногами, озябший, она разует его, помоет ноги теплой водой и отогреет возле печки, как своего родного ребенка». У самих учителей Ивановых было 6 детей.

   Много сделали учителя Ивановы, чтобы после окончания земской школы способные учащиеся учились дальше, а ведь в то время детям бедных крестьян было трудно попасть в город для продолжения учебы. Иванов Вениамин Вениаминович вносил свои деньги, собирал средства среди местных богачей, сам вез учащихся на учебу в Воронеж.

В начале 80-х годов XIX века просвещение находилось на крайне низком уровне, а отношение к школе было негативным. Из 100 опрошенных лиц, по крайней мере, человек 60-70 категорически заявляли, что школа им не нужна, что это дело барское, для крестьян неподходящее, что жили же раньше без школы их деды и отцы. Школа и образование считались, по меньшей мере, роскошью и пустым делом. Но уже к 90-м годам ситуация изменилась. Сельская школа, народный учитель, книга и вообще грамотность стала неотъемлемой частью крестьянского быта. Это видно на примере нашего села.

Мы остановились на наиболее раннем периоде истории школы. Далее на стенде представлены материалы с 1917 г. по 1951 г., а затем с 1951 г., когда школа стала средней.