Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Михайловская основная общеобразовательная школа Кантемировского района

(47367) 40-386 knt-mih@rambler.ru

История образовательной организации

История школы, история образования. Она интересовала не одно поколение юных краеведов. Мы собрали богатый материал, который является достоянием не только школы, но представлен в районном краеведческом музее. Я хочу рассказать об истоках нашего образования, о том, как все начиналось, как в затерянное среди степных ковылей село пришла грамотность.

До отмены крепостного права в селе была только церковно-приходская школа, грамоте в ней обучал дьячок. Учились дети священников, богатые и зажиточные люди села. После отмены крепостного права в России началось широкое строительство земских школ. Земства поддерживали любые инициативы населения по открытию школ. В нашем селе с такой инициативой выступил староста Михайловской волости Олейник Степан Алексеевич. Уважаемый в селе человек, но совершенно неграмотный, вместо подписи в документах ставил крестик. Видимо, это и явилось причиной того, что за неправильное расходование сметы на строительство школы он был осужден на 1,5 года тюремного заключения. У нас сохранилась фотография крестьянина Малык, который принимал участие в строительстве земской школы. По свидетельствам архивных документов в 1897 г. земская школа имела 76 учащихся, две классные комнаты, занятия проводились с  6 октября по 15 апреля, в школе был один учитель, жалованье его составляло 240 руб.

Первыми учителями земской школы были супруги Ивановы. 30 лет жизни они отдали школе.

Вениамин Вениаминович был участником партизанской борьбы в волости, умер в молодом возрасте. Анастасия Григорьевна прожила долгую, трудную жизнь. За многолетнюю и плодотворную работу по обучению и воспитанию детей Анастасия Григорьевна была награждена орденом Ленина.

Нашим краеведам удалось отыскать дочь Ивановых, Марию Вениаминовну. Так, вспоминает о своих родителях их дочь: «Анастасия Григорьевна очень любила детей, она совершенно не делала различий между своими детьми и чужими. Если в класс приходили грязные дети, а такое случалось нередко, она своими руками их умоет, пострижет ножницами их головы. Если ребенок придет в школу с промокшими ногами, озябший, она разует его, помоет ноги теплой водой и отогреет возле печки, как своего родного ребенка». У самих учителей Ивановых было 6 детей.

   Много сделали учителя Ивановы, чтобы после окончания земской школы способные учащиеся учились дальше, а ведь в то время детям бедных крестьян было трудно попасть в город для продолжения учебы. Иванов Вениамин Вениаминович вносил свои деньги, собирал средства среди местных богачей, сам вез учащихся на учебу в Воронеж.

В начале 80-х годов XIX века просвещение находилось на крайне низком уровне, а отношение к школе было негативным. Из 100 опрошенных лиц, по крайней мере, человек 60-70 категорически заявляли, что школа им не нужна, что это дело барское, для крестьян неподходящее, что жили же раньше без школы их деды и отцы. Школа и образование считались, по меньшей мере, роскошью и пустым делом. Но уже к 90-м годам ситуация изменилась. Сельская школа, народный учитель, книга и вообще грамотность стала неотъемлемой частью крестьянского быта. Это видно на примере нашего села.

Мы остановились на наиболее раннем периоде истории школы. Далее на стенде представлены материалы с 1917 г. по 1951 г., а затем с 1951 г., когда школа стала средней.

Учисьучись © 2016 г.